Мнение:
Бесплатные аудиты всего подряд
Поговорка про бесплатный сыр звучит на каждом углу.
Но видимо этого недостаточно.
Многие агентства используют в своей рекламе привлекательный на первый взгляд оффер "Проведем аудит бесплатно". В зависимости от профиля агентства это может быть аудит рекламных кампаний, seo-аудит, аудит процессов отдела продаж и т.д.

Давайте разберемся, что может означать слово "бесплатно" в данном офере, и действительно ли такие аудиты являются для клиента бесплатными.

Теоретическая экономика и немного диалектики

Ничего не берется из ниоткуда и не исчезает никуда. Нечто ценное должно обладать стоимостью.
"Бесплатность" услуги возможна в следующих случаях:
1
Услуга действительно бесплатна (и заодно бесполезна):
— На выполнение услуги агентство не тратит ресурсов. Например, готовый шаблон, который вам отправляют под видом уникального документа. Или когда анализ происходит с помощью бесплатного общедоступного сервиса, результаты которого выдаются за экспертизу агентства.
Агентство тратит условно-бесплатные ресурсы. Например, когда шаблон из предыдущего пункта заполняет стажер.
Агентство тратит ресурсы, но эти траты настолько малы, что в общей эконом модели этим можно пренебречь. Например, над шаблоном работает специалист, но его временные затраты незначительны (3 минуты/аудит).

В любом из этих случаев добавленная стоимость такой "услуги" равна нулю, а значит ценность для клиента отсутствует. То есть услуга бесплатная, потому что бесполезная! В таком случае нечистоплотность агентства очевидна, ведь они пытаются предложить вам бесполезную пустышку под соусом пользы. Не очень хороший шаг для начала отношений, не так ли? Это что-то типа оффера "вернем деньги за джинсы в течение 14 дней". Естественно вернете, но это не потому, что вы такие классные и клиентоориентированные, а потому что так написано в законе "О защите прав потребителя" и у вас выбора особенно нет.
2
Услуга на самом деле не бесплатна: агентство тратит ресурсы на ее производство ресурсы, но выдает это за "подарок" для клиента.
В таком случае нужно понимать истинную природу такого подарка.

Экономика агентства, как и экономика любого предприятия - это замкнутая система. И единственным (реже - основным) источником дохода являются клиентские выплаты. Если на производство услуги тратится некоторый ресурс, для примера 2 часа специалиста или 5000 рублей себестоимости, то эти траты должны быть компенсированы клиентским платежом. Ибо больше нечем.

Рассматриваемая услуга (аудит) продается как правило на входе в воронку, в качестве так называемого лид-магнита. То есть далеко не каждый запросивший эту услугу впоследствии купит у агентства. Для простоты возьмем коэффициент конверсии в покупку основного продукта 10%. Это значит, что из 10 подготовленных аудитов "сработает" и доведет до сделки только 1.

В итоге: агентство тратит на аудиты 50000 рублей, "отбиваются" сделкой только 5000 от этой суммы, а агентство остается в минусе на 45000 рублей. Как вам такая юнит-экономика? Эти 45000 нужно где то взять. А где взять эти деньги, если как мы уже выяснили раньше, единственное средство финансирования - это платежи клиентов? Вот и получается, что 9 потенциальных клиентов(вполне возможно нечистоплотных/неадекватных), на которых потрачены средства уйдут. А тот кто станет вашим клиентом, который по идее должен получить ваши внимание и заботу, получит вместо этого счет на лишних 45000 рублей.

К этой же ситуации можно отнести случаи, когда такие аудиты производятся автоматически, но с помощью оригинальной собственной внутриагентсткой разработки. Стоимость разработки и обслуживания такого алгоритма необходимо будет распределить между всеми будущими аудитами. Это снимает вопрос о «бесплатности» такой услуги.

Что же это получается?

Вырисовывается не очень-то справедливая ситуация, особенно в отношение клиента. Хотя изменить все очень просто. Нужно сделать все с точностью наоборот: достаточно просто сделать аудит платным. Как это изменит ситуацию? Из 10 клиентов 5 неадекватных/некомпетентных/нецелевых сразу отвалятся при упоминании о плате, а значит вы будете делать намного меньше заведомо бесполезной работы(вряд ли кто-то из агентств только и мечтает, что заниматься аудитами, а не развивать полноценные проекты)

Оставшиеся 5 из 10 потенциальных клиентов как минимум оплатят себестоимость производства аудита, получив пользу от самодостаточной качественной услуги.

А вот тому единственному, кто станет вашим клиентом, можно сделать аудит действительно бесплатным, исключив стоимость аудита из цены будущего контракта.

Все в выигрыше: и агентство, и клиент, и потенциальные адекватные клиенты. О благополучии клиентов неадекватных беспокоиться не считаю нужным.

Резюме. Цель и качество аудитов.

Цель таких "бесплатных" аудитов - получить ваш контакт, доступы к вашему проекту, чтобы иметь возможность дискредитировать нынешнего подрядчика и занять его место. Но только до следующего раза, когда вы снова закажете такой вот "бесплатный аудит" в другом агентстве. И так по кругу. Очевидно, что при такой цели агентству нет никакого смысла обеспечивать высокое качество оказываемой услуги. Помимо того, что такая практика никак не помогает, а скорее мешает вашему проекту, такой подход еще и сильно девальвирует самодостаточную, прикладную ценность аудита, как инструмента. А ведь это классный инструмент: он позволяет получить экспертизу со стороны, избежать эффекта замыленного глаза, получить свежие идеи и только в самом крайнем случае - определить профнепригодность текущего подрядчика и заменить его.
Сейчас считать, что аудит должен предоставляться бесплатно - это уже норма на рынке, по крайней мере в ценовом сегменте, в котором работаем мы. Но мы считаем, что любая (качественная, полезная) работа должна быть оплачена.

Если вы нашли такой ход мысли логичным, пожалуйста, вспомните об этой статье в следующий раз, когда увидите оффер с "бесплатным" аудитом. А сейчас отправьте, пожалуйста, эту статью своим коллегам, которым она может быть полезна. Может быть она поможет сэкономить кому-то денег.

Если вы нашли логическую или фактическую ошибку — напишите, пожалуйста, об этом автору. Конструктивно.

Пикчер — Софья Полухина

Если статья понравилась — подпишись на сообщество, там есть еще.

P.S. Если вам нужен аудит —закажите у нас. Все будет нормально: у нас он платный.

Заказать аудит проекта
Получите независимую экспертную оценку Вашей рекламной кампании
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Рекомендуем:
Made on
Tilda